миша (aldashin) wrote,
миша
aldashin

Category:

Красноярск. Суриков.

Люблю Сурикова. А знаете ли вы, что Разина он пробовал писать и с себя? Теперь знаете:



Один из автопортретов висит в доме-музее:



"Все, что в душе художника звучит, как вопль, в произведении искусства должно выражаться молчанием. Только тогда этот преодоленный крик, потрясая душу зрителя, претворит ужас в восторг, как и молчание преступника на эшафоте под плетьми. В этом таинство трагического очищения духа, в этом тайна творческого преображения реальной жизни."



Суриков, пишут, был замкнутый человек. Да и папаха казачья ему бы пошла более, чем шляпа:



Не побывав в его родовом доме, где удивительным образом сохранился дух того времени, трудно понять, то есть почувствовать, почему он такой, а не другой какой-то живописец.

Двухэтажный деревянный рубленный дом, построенный из прочной породы сибирского дерева - лиственницы - в 1830 г., без единого гвоздя, обшит тесом.



В этом доме художник родился и вырос, жил до поступления в Академию художеств, неоднократно бывал впоследствии.
Здесь родились многие образы его будущих картин и написано одно из последних полотен - "Взятие снежного городка".



Половицы - плахи, крашенные суриком, в стенах у окон дырки для запора ставен изнутри на железные штыри. Суровая тут шла жизнь, лихая,видать.
Огород тоже сохранили. Думаю летом тут и редиска, и капуста будет:



Отец художника - казачий атаман:



Он же в профиль:



Эти портреты из ранних рисунков, а вот акварелька небольшая - уже после виденных импрессионистов и прочей европейской живописи:



И такой сюжет был популярен у французов, Будена напоминает, хотя колорит тут уже свой, местный. "Пикник", 1902:



Этого этюда не видел прежде. Боярыня Морозова уехала, народ следом сбежал, мальчик задержался:



Книга отзывов:



На полноценный экскурс меня не хватило, как видите, простите, ежели не оправдал, но если будете в Красноярске - обязательно зайдите. Это в самом центре города.

И напоследок из воспоминаний о Сурикове:

"...Однажды мы были вместе с Василием Ивановичем в галерее С.И.Щукина и смотрели Пикассо. Одновременно с нами была другая компания. Одна из дам возмущалась Пикассо. Василий Иванович вступил на его защиту: "Вовсе это не так страшно. Настоящий художник именно так должен всякую композицию начинать: прямыми углами и общими массами. А Пикассо только на этом и остановиться хочет, чтобы сильнее сила выражения была. Это для большой публики страшно. А художнику очень даже понятно"

"Про разрыв Сурикова с Толстым я слыхал такой рассказ от И.Э.Грабаря: "Он вам никогда не рассказывал, как он Толстого из дома выгнал? А очень характерно для него. Жена его помирала в то время. А толстой повадился к ним каждый день ходить, с ней о душе разговоры вёл, о смерти. Так напугает её, что она после целый день плачет и просит: "Не пускай ты этого старика пугать меня". Так Василий Иванович в следующий раз, как пришел Толстой, с верху лестницы на него: "Пошел вон, злой старик! Чтобы тут больше духу твоего не было!" Это Льва Толстого-то... Так из дому и выгнал."

"Значение Сурикова как живописца, как художника также очень велико, так как он рядом с Репиным еще в 80-х годах выступил против запуганного раболепства перед школой. То, что сделали во Франции импрессионисты с Дега и Моне во главе - уничтожение академических тисков, то же самое сделали у нас Репин, отчасти Куинджи и главным образом Суриков. Его лихорадочно, страстно, грубо и грязно, но сплошь вдохновенно написанные картины хотя и пугали нашу привыкшую к благоприличию публику, зато действовали на художников бодрящим, зажигающим образом."



Хорошая книжка, изд. Искусство, 1977. Может там кто что и приврал, на то и мемуары, все равно хорошая.

Если вдруг станет интересно, еще есть Письма Сурикова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments