Италия 4. Урбино.
15 с хвостиком тысяч жителей. Площадь города - квадратный километр.
Вот как его построили в 15 веке, так он и выглядит:
И не только город, округа тоже прекрасна:
рощи, поля, крестьянские домишки, небольшие замки. Никаких типовых унылых новостроек.
По улицам только пешком можно ходить.
Эти рёбрышки на мощеных улочках были сделаны для лошадей, чтобы животные не скользили:
Город спланирован как крепость-дворец.
Идея принадлежала первому герцогу Урбинскому Федерико да Монтефельтро.
До него Урбино был небольшим замком на скале.
Повезло городу.
Его властитель был не только знатный вояка: дружил с художниками, архитекторами, поэтами и мыслителями.
Собирал библиотеку и коллекцию картин.
Йос ван Гент на пару с испанцем (имя забыл) написал очень реалистичный портрет герцога с сыном:
Но горбоносый профиль герцога всем известен по этой работе кисти Пьеро делла Франческа:
Город цвёл до тех пор, пока в результате войн и прочих передряг не попал в черту папского государства.
Богатства и культурные ценности утекли в Рим и Флоренцию.
Даже отделку интерьеров палаццо Дукале отодрали и увезли.
Сейчас во дворце Национальная галерея. Мы пошли туда.
Зонтики тут надо запирать на ключик, не то сопрут:
Залы просторны и пустоваты. Снимать нельзя.
Рискуя жизнью снял потолок:
и пол:
Тут есть несколько очень хороших работ: женский портрет Рафаэля, пара небольших тицианов.
Известное "Бичевание Христа" делла Франческо тоже тут:
"написано в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах. Справа, на переднем плане — три фигуры, возможно, портреты членов семьи Монтефельтро в платьях из роскошных тканей. В последнее время возникла гипотеза, связывающая идею создания картины с драматическими событиями завоевания Константинополя (1453), последующим Крестовым походом (1455) и Собором в Мантуе в 1459" *
И небольшая и прекрасная работа Учелло, похожая на раскадровку, длинная узкая доска.
В сети почему-то только фрагменты, пришлось снять приобретённую в музее репродукцию:
Это часть алтарного образа (одна из его нижних панелей), написанного для церкви Святого Духа в Урбино. Известно, что Учелло должен был написать весь алтарный образ, но отказался от заказа (или художника отстранили от работы), и его передали голландцу Иосу ван Вассенхове.
Традиционно сцены на нижних панелях были тесно связаны с основной сценой на центральной панели. В данном случае это Причастие.
В соответствии с основным сюжетом Учелло изобразил широко известную в Средние века историю о еврее-ростовщике.
Суть ее в следующем.
Некая бедная женщина, желая выкупить свой плащ, отдала ростовщику после долгих его просьб облатку, похищенную в церкви.
Еврей, дабы надругаться над христианской святыней, хотел сжечь облатку. Но как только он поджег этот маленький кусочек хлеба, из него чудесным образом выступила кровь (у Учелло другая версия: облатку мучают на раскаленной жаровне, а она начинает звать на помощь, вот люди и прибежали, ломают дверь).
Разоблаченного еврея вместе со всей его семьей сожгли на костре за святотатство, а женщину, которая украла облатку, повесили.
Облатку с почестями в храм отнесли:
В оригинальной версии рассказа, написанной гентским монахом Jean de Thilrode, еврея не жгли, а заставили принять христианство.
Тут история этого кошмара, а в сети есть все остальные фрагменты панели.
Хватит живописи, пойдём к студентам, в институт искусств.
Слева в красном шарфике - один из профессоров.
Входим.
Девушка хочет погладить Петрова:
В коридорах и залах, и в классах - масса мраморных статуй и бюстов. Всё подлинники.
И стулья и столы - тоже времён тех ещё:
Такая у них жизнь, историей насыщенная буквально
Справа наша Мартина, секретарь Ассоциации Тонино Гуэрра. Слева директор института, повествует о здешнем образовании:
Лицо у нее такое, потому что слушает перевод.
Лиза Скворцова тоже слушает перевод:
Переводит Женя (она в зеркале), историк кино и наш куратор.
Микки Мауса тут не любят:
Но анимации учат:
- Садись, фазовать будем! - шутит Александр:
Тем временем студенты посмотрели наше кино и уже ждут:
Ещё одна Мартина - профессор:
Ух какая. а?
Студенты задавали вопросы. Активнее всего наша делегация ответила на "чего вы боитесь". Все высказались, и предельно откровенно.
Потом пообщались немного, пока делали им рисунки в блокнотиках. Живой народ, хороший.
Вечером на улицах полно молодежи - тут ещё университет, основанный, как я понял, в 15 веке.
А Саша успел написать этюд. Показал, когда в Римини вернулись:
На сегодня всё.
Далее будут фрески урбинской капеллы Иоанна Крестителя.
я там была, в Урбино, лет 15 назад, аж целую неделю околачивалась на каком-то семинаре.
волшебный городок, все эти улочки-кирпичики, ничего не скажешь.
Мартина-профессор - ух, пре-ух, дааа..:)
вообще, мне адриатичская половина Италии больше нравится, чем по другую сторону, даже побережье - Римини и пр. все такое несуетное, уютное.