?

Log in

No account? Create an account
миша [userpic]

О живой живописи.

December 24th, 2011 (02:46 am)

Чья кисть?

http://pics.livejournal.com/aldashin/pic/001r69yg

Чьё помело пронеслось по этому холсту? Это всё куски одной картины, и довольно большие.

http://pics.livejournal.com/aldashin/pic/001r5qtg

Сама картина тоже не маленькая.

http://pics.livejournal.com/aldashin/pic/001r7yxh

Я и не знал о ней толком, пока не увидел случайно в музее д'Орсе, в 1992м году.

Может эта деталь подскажет:

http://pics.livejournal.com/aldashin/pic/001r8gbg

Это "Распятие" Николая Ге:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//70/877/70877562_raskayanie.jpg

Сейчас картина висит в Третьяковке на Крымской набережной, в Доме Художника, на большой выставке Николая Ге.

Два часа с нами провела куратор выставки Татьяна Карпова. Она же заместитель заведующего отделом живописи второй половины XIX– начала ХХ века Третьяковки. Прекрасная и терпеливая женщина, любящая своё дело.
И я многое узнал, чего не знал, и многое вспомнил, что успел забыть.

Что в его "Уходе Иуды", известной больше как " Тайная вечеря", Ге придал Христу черты Герцена, и сам Ге там тоже присутствует.

Что посланный в Италию Академией, художник пытался начать работу над программой, неудовлетворённо переходил от одного библейского сюжета к другому ( эти эскизы тоже на выставке, брюлловские такие, "гибелепомпейские") и после кризиса за несколько дней намахал упомянутую картину, и вышла она новаторской, нового типа.
Он виделся в Риме с Ивановым, видел его этюды, и это тоже отразилось на картине. Только Иванов искал идеальные образы, а Ге писал простолюдинов, как Караваджо, которого он любил и хорошо знал, и это тоже заметно.
И видно, как она легко и быстро написана, между мазков и сквозь них светится ярко оранжевая подкладка.
Вся работа сделана тремя красками: синей, охрой, и красной ( чёрная и белая не в счёт, и скорее всего все прочие оттенки, сдержанные сделаны смесью доп.цветов).

А с Герценом ещё одна была история, точнее с его портретом, он тут тоже выставлен:
ввезти его легально в Россию ( из Англии, где он был написан) Ге не мог, потому заклеил холст какой-то картинкой, пейзажиком, кажется, и свернул в рулон. Вот как не любили власти Герцена и любил его Ге.

Историю картины "Что есть истина", думаю, все уже знают. Телевизор рассказал. Что написана она была поверх "Милосердия", где Христос как бы вошёл через калитку в чеховский такой садик и за ним барышня в белом. И что в последствии лицо Иисуса было сделано из её же лица.
Рентгенограмма холста:



А я-то раньше думал, что пятно между Христом и Пилатом - это просвечивает записанная фигура того же Пилата, которую художник потом передвинул и сделал ниже:

http://www.foma.ru/fotos/journal/104/6491_1.jpg

Оказалось, что двигался не Пилат, а Христос, такая вот история.

На выставке множество графических работ, которых публика не видела - их помог купить для Третьяковки ВТБ, честь им и хвала за это. Без этих рисунков образ Ге был бы неполон. Особенно касаемо той части жизни художника, что связана с Толстым: тут иллюстрации к толстовским евангелию, его народным книжкам, литографии, рисунки на тему пяти заповедей, что Лев Николаевич оставил из десяти, и т.д.. Это очень интересно. Но картинок, извините, нет. Идите сами смотреть.

Известный портрет ЛНТ- один из самых живописных холстов на выставке:

http://anthropology.rchgi.spb.ru/imag/5.jpg

Критики в своё время ругались - мол, глаз не видать, да и лица толком тоже, и что в следующий раз, глядишь, затылок нарисуют и скажут - портрет.

Много рисунков небольших - набросков фигур и композиций картин:

http://pics.livejournal.com/aldashin/pic/001r96rs

Ге не любил много и рассудочно работать в подготовке к картине, писал почти сразу и потом переписывал свои огромные холсты.
Если пойдёте смотреть - приглядитесь к следам работы: местами это не текстура, а вулканическая лава, особенно в последних работах.

В этих трёх, размера изрядного:

http://mtdata.ru/u31/photo5959/20656669064-0/big.jpeg

"Совесть.Иуда."
Автора уже вообще не волнуют красивости. Вот вам уже и затылок - Иуды, и чернота ночи, и почти растворившиеся в ней уходящие солдаты с фонарём; там где-то Иисус среди них. И эта чернота и пустота между ними, в центре картины наполнена чувством, которое сложно описать.
И - это кинокадр, конечно же. Точнее предвидение выразительных возможностей кино.

http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/c/ca/cac69093582c4b2e9a757bcec64bf60e.jpg

"Суд Синедриона. «Повинен смерти!»"
Написано, кажется , только чёрными и красными красками. Иисус в углу, в тени, в мареве неяркого света, и он ужасно похож на Пушкина! На линевский портрет. Объяснения этому не знаю.

"Христос в Гефсиманском саду"



Это уже в переписанном виде, а так она, возможно, выглядела:

http://s15.radikal.ru/i188/1104/44/07fd5e6352e7.jpg

Это небольшой, предваряющий вариант. Гладенький. А на той, что выше, везде видны следы густой записи, особенно на руке, там краска колом стоит, и бликует. Но Ге хотел ещё более суровой атмосферы, он собирался убрать деревья и поднять круче склон, на выставке есть подготовительный рисунок.
Ещё раз переписывать картину ему не дали, буквально оттащили, сказали, что продана же, Третьяков купил ВОТ ЭТО, и если он увидит другую картину, то сильно огорчится.

Это всё поздний Ге. Российский.

А вот ранний, итальянский, счастливый и светлый:

http://pics.livejournal.com/aldashin/pic/001ra4at

Как это пейзаж близок колориту Писарро, правда?

А вот какая простая и безмятежная живопись, спокойное ведение работы:

http://pics.livejournal.com/aldashin/pic/001rbzy9

На выставке много портретов, разных живописных качеств. И не скажешь, что это один человек писал. Некоторые совсем странными мне показались. А есть один - там просто куски Гойи, мощные, темпераментные и живые, яркие, ух!
Что тут сказать - такая неровность говорит о страстной натуре Ге. Художнической и человеческой. Живой был человек. И его живопись равна ему.

Чего и желаю всем художникам и нехудожникам.
Гореть, как говорил поэт, и - никаких гвоздей!
А как иначе жить-то.


Более полная информация о выставке
Возможность сходить у вас есть - до 5 февраля.

Спасибо olga_vainshtok, что позвала на выставку.

Comments

Posted by: пора мёд в лапу макать (malazverka)
Posted at: December 23rd, 2011 11:08 pm (UTC)

да, мне тоже Гойя вспомнился... "Распятие" вот похоже на фреску "Хронос, пожирающий своих детей" из Дома Глухого

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: December 23rd, 2011 11:23 pm (UTC)

есть там портрет дама с ребёнком
вот платье у неё могуче написано, там и вспомнили Гойю

Posted by: Ольга Суслова (oko21)
Posted at: December 24th, 2011 02:11 am (UTC)

Спасибо! Какая пронзительная душевная боль...

Posted by: Сирагно (malsinc)
Posted at: December 24th, 2011 04:12 am (UTC)

спасибо, Миш

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: December 24th, 2011 06:12 am (UTC)

всегда рад

Posted by: Николай Гранкин (granquin)
Posted at: December 24th, 2011 04:29 am (UTC)

Спасибо, Михаил. Было интересно.

Posted by: enchanted_fox (enchanted_fox)
Posted at: December 24th, 2011 06:18 am (UTC)

Караваджо писал подлость - со страстью, негодованием и размахом. Как она сладостна, как обольстительна, как совершенна. До отвращения. А Ге очень достоверно писал подавленную душевную боль, - в самых глубоких своих работах. Именно это он лучше всего передавал: безысходное страдание. В чем-то он с Кандинским сближается, потому что состояние передается светом и цветом, сюжет вторичен. Где здесь параллель с Караваджо, я не вижу.

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: December 24th, 2011 09:15 am (UTC)

это не параллель - факт, документальный, я его только излагаю

так же, как у всех других художников были предшественники, оказавшие на них влияние



Posted by: enchanted_fox (enchanted_fox)
Posted at: December 24th, 2011 05:57 pm (UTC)

Понятно. А мне показалось, что это ваше мнение. Читала невнимательно. Про предшественников мне приходилось слыхать, спасибо.

Posted by: enchanted_fox (enchanted_fox)
Posted at: December 26th, 2011 07:41 am (UTC)

По канону Христос должен быть больше Пилата, и Ге его вначале таким и делал, - каноническим. Важным. А потом переписал как видел: маленьким, жалким, разозлившимся. Загнанным в угол, как городской сумасшедший. Это было очень достоверно, и эта честность объединяла его с Караваджо: внутреннее зрение важнее догмы.
Но что их различает наиболее существенно, - это отношение к жизни. Тема первородного греха и свободы. У Ге низость - это состояние человека. То, с чем он приходит в этот мир, с чем живет. А у Караваджо подлость это личный выбор. Слишком вольный он был, чтоб принимать запреты.

Миша, вы не обращайте внимания, вы мне просто хороший повод подарили, какие-то вещи назвать. С Рождеством вас.

Posted by: ЕвгеньЛесанна (nusienne)
Posted at: December 24th, 2011 05:24 pm (UTC)

"Христа в Гефсиманском саду" знала. А вот "Суд синедриона" - нет. Интересно как внимание перенесено - от подсудимого к судьям. Христа оттеснили, с ним все ясно, а вот кто они - судившие? О чем думают?
На выставку схожу. Спасибо.

11 Read Comments