?

Log in

No account? Create an account
миша [userpic]

Бьется в тесной печурке огонь

May 9th, 2009 (02:45 pm)



...Осенью 1941 года, когда наши войска отступили к Москве, редакция газеты, где работал Савин, перебралась в здание столичного "Гудка". К "новоселам" то и дело заглядывали литераторы, корреспонденты из других изданий, чтобы узнать горячие фронтовые новости. "Однажды к нам заскочил композитор Константин Листов. У него "чесались руки" написать песню о войне, даже в голове вертелась мелодия, а стихов подходящих не было. Тогда он стал выпрашивать стихи у сотрудника редакции Алексея Суркова. Сурков порылся в портфеле и достал оттуда письмо-стихотворение, которое еще вчера хотел отправить жене. Через пару дней радостный Листов влетел в редакцию и стал приставать к сотрудникам с просьбой ему саккомпанировать. А у меня была гитара, и я немножечко подыграл Лисову, а где уловил слова - подпел,- скромно замечает Савин. - Так вместе мы впервые исполнили его песню "Бьется в тесной печурке огонь...". Песня оказалась очень известной впоследствии, ее и по сей день поют. А у меня слезу прошибает..."

Источник: Огонек, День Победы, спецвыпуск, май 2000.


Огонь я снял в баньке у Шуры Петрова. Крнечно это не буржуйка, но тесная, и огонь бьётся как надо
Можно к огню добавить - поёт Утёсов.
Смотреть и слушать.

И ещё о песне.

А.А. Сурков "Как сложилась песня"

Кашино - родина песни

История песни продолжается

Прослушать песню

Другие варианты текста

 


КАК СЛОЖИЛАСЬ ПЕСНЯ
Герой Социалистического Труда АЛЕКСЕЙ СУРКОВ

За мою довольно долгую жизнь в литературе мне привалило большое счастье написать несколько стихотворений, которые были переложены на музыку и стали всенародными песнями, потеряв имя автора. К числу таких песен относятся "Чапаевская", "Конармейская", "То не тучи, грозовые облака", "Рано-раненько", "Сирень цветет", "Песня смелых", "Бьется в тесной печурке огонь..." и некоторые другие.

Все эти песни - и те, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, - были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей социалистической Родины с оружием в руках.
Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее - были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями.

Расскажу историю песни, которая родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой. Эта песня "Бьется в тесной печурке огонь...". Если я не ошибаюсь, она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.

А дело было так. 27 ноября мы, корреспонденты газеты Западного фронта "Красноармейская правда", и группа работников Политуправления Западного фронта прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы поздравить ее бойцов и командиров с только что присвоенным им гвардейским званием, написать о боевых делах героев. Во второй половине дня, миновав командный пункт дивизии, мы проскочили на грузовике на КП 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка этой дивизии, который располагался в деревне Кашино. Это было как раз в тот момент, когда немецкие танки, пройдя лощиной у деревни Дарны, отрезали командный пункт полка от батальонов.

Быстро темнело. Два наших танка, взметнув снежную пыль, ушли в сторону леса. Оставшиеся в деревне бойцы и командиры сбились в небольшом блиндаже, оборудованном где-то на задворках КП у командира полка подполковника М.А. Суханова. Мне с фотокорреспондентом и еще кому-то из приехавших места в блиндаже не осталось, и мы решили укрыться от минометного и автоматного огня на ступеньках, ведущих в блиндаж.

Немцы были уже в деревне. Засев в двух-трех уцелевших домах, они стреляли по нас непрерывно.
- Ну а мы что, так и будем сидеть в блиндаже? - сказал начальник штаба полка капитан И.К. Величкин. Переговорив о чем-то с командиром полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже: - А ну-ка, у кого есть "карманная артиллерия", давай!

Собрав десятка полтора ручных гранат, в том числе отобрав и у меня две мои заветные "лимонки", которые я берег на всякий случай, капитан, затянув потуже ремень на своей телогрейке, вышел из блиндажа.
- Прикрывайте! - коротко бросил он.

Мы тотчас же открыли огонь по гитлеровцам. Величкин пополз. Гранаты. Взрыв, еще взрыв, и в доме стало тихо. Тогда отважный капитан пополз к другому дому, затем - к третьему. Все повторилось, как по заранее составленному сценарию. Вражеский огонь поредел, но немцы не унимались. Когда Величкин вернулся к блиндажу, почти смеркалось. Командир полка уже выходил из него: КП менял свое расположение.
Все мы организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом. Гитлеровцы не оставили нас своей "милостью" и тогда, когда мы уже были на противоположном берегу. От разрывов мин мерзлая земля разлеталась во все стороны, больно била по каскам.

Когда вошли в новое селение, кажется Ульяново, остановились. Самое страшное обнаружилось здесь. Начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову:
- Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли!

И тут я увидел, что Суханов-человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, - побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на усик мины во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы.
Потом, когда мы немного освоились на новом месте, начальник штаба полка капитан Величкин, тот, который закидал гранатами вражеских автоматчиков, сел есть суп. Две ложки съел и, смотрим, уронил ложку - уснул. Человек не спал четыре дня. И когда раздался телефонный звонок из штаба дивизии - к тому времени связь была восстановлена, - мы не могли разбудить капитана, как ни старались.

Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне! И только от того, что они были такими, их ничем нельзя было запугать.

Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки...

Стихи мои "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее "В землянке".

Все, свободные от работы "в номер", затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня "пойдет", если мелодия ее запомнилась с первого исполнения.

Песня действительно "пошла". По всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: "...до тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага - упадочнические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но мне жаль было менять слова - они очень точно передавали то, что было пережито, перечувствовано там, в бою, да и портить песню было уже поздно, она "пошла". А, как известно, "из песни слова не выкинешь".

О том, что с песней "мудрят", дознались воюющие люди. В моем беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейцами-танкистами. Сказав доброе слово по адресу песни и ее авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка "до смерти - четыре шага".

Гвардейцы высказали такое едкое пожелание: "Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, - мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти".

Поэтесса Ольга Бертгольц рассказала мне еще во время войны такой случай. Пришла она в Ленинграде на крейсер "Киров". В кают-компании собрались офицеры крейсера и слушали радиопередачу. Когда по радио была исполнена песня "В землянке" с "улучшенным" вариантом текста, раздались возгласы гневного протеста, и люди, выключив репродукторы, демонстративно спели трижды песню в ее подлинном тексте.

Вот коротко о том, как сложилась песня "В землянке".

Из сборника "Истра, 1941". М. "Московский рабочий", 1975




Я точно помню, что Бернес поёт эту песню. Но не нашёл в сети, может кто подскажет, где искать. А пока вот, "Тёмная ночь":



Ещё раз всех с праздником Победы. Вечером выпьем за тех, кто прошёл войну. За злоровье тех, кто выжил. И в память о тех, кто нет.

Comments

Posted by: Хожанов Олег (grandtewton)
Posted at: May 9th, 2009 10:42 am (UTC)

Поздравляю!

Posted by: an_tya (an_tya)
Posted at: May 9th, 2009 11:38 am (UTC)
in class

С ПРАЗДНИКОМ, МИША!!!)))))))
а песня в исполнении Бернеса, и правда, удивительная - будто бы о нас о всех - тех кто был, есть и будет)))))

Posted by: Павелко (tepel_tapel)
Posted at: May 9th, 2009 12:21 pm (UTC)

А всё-таки исполнял ли он её? У меня некоторое время был большой сборник всех его песен, и часть из них, наиболее цепляющих меня, я сбросил себе на комп. Если бы там была песня "В землянке", то я непременно бы её тоже сохранил. Потому что считаю Бернеса одним из наших величайших "безголосых" певцов, наряду с Утёсовым, Шульженко, Высоцким и др. Кроме них ТАК пронзительно исполнить песни не сможет никто.

Posted by: Наталья (such_a_man)
Posted at: May 9th, 2009 02:38 pm (UTC)

Миш, вот тут http://strelec.ucoz.ru/news/2009-03-06-17460 - обещают "Землянку" в исполнении Бернеса, если зарегистрируешься. Получится - свистнешь? С Праздником тебя!

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: May 9th, 2009 05:49 pm (UTC)

странно, я скачал там всё, все песни его, а землянка не его, не его голос, точно: тембр, подача... странно, или так отредактировали его голос. да нет, не он это. Не буду постить. не работает это.

Posted by: Наталья (such_a_man)
Posted at: May 9th, 2009 05:52 pm (UTC)

Я не помню "Землянку" в его исполнении, хотя собирала Бернеса, очень его люблю. На его сайте тоже нет, понадеялась на чудо... А просто если погуглить или пояндексить, есть кто хошь: Утесов, Ефрем Флакс, Трошин, еще кто-то, но он только значится в числе первых исполнителей... Облом такой.

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: May 9th, 2009 05:55 pm (UTC)

если песня была в фильме - кто пел? была ли в кино?

Posted by: Наталья (such_a_man)
Posted at: May 9th, 2009 06:06 pm (UTC)

Мне кажется, они путают. Сохранилось довольно много воспоминаний о том, как была написана "Темная ночь" для сцены из "Двух бойцов", которая так и называлась "сцена в землянке". Ладно, будем продолжать изыскания, хотя я не помню "Землянки" голосом Бернеса...

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: May 9th, 2009 06:08 pm (UTC)

кто путает?
про тёмную ночь да, извесстно. я просто интересуюсь, кто первый исполнил, когда. может и правда Утёсов

Posted by: Наталья (such_a_man)
Posted at: May 9th, 2009 06:17 pm (UTC)

Вот история создания песни: http://nkosterev.narod.ru/mos/kashino/syr_txt.html

А вот история исполнения (аналогичная в Википедии): http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/113019

Posted by: Катерина (k_bm_13)
Posted at: May 9th, 2009 07:31 pm (UTC)
БМ-13

С днем Победы! Под вечные песни выпили за всех.

Posted by: Ancka Youdina (ancka_you)
Posted at: May 9th, 2009 10:52 pm (UTC)

"шЧастье" :)) Как я люблю эту манеру, этот тип произношения.
С праздником, Миша.

Posted by: Алена Урбан-Романова (gulesha)
Posted at: May 10th, 2009 06:52 am (UTC)

С Победой!

13 Read Comments