?

Log in

No account? Create an account
миша [userpic]

Лувр_11. Шарден.

March 9th, 2015 (01:29 am)

Жан Батист Симеон Шарден (1699 — 1779) Бокал с оливками, 1760, фрагмент:



Я уже писал о Шардене в связи с Уффици, сделаю это еще раз с огромным удовольствием, он мой любимец. Ниже много цитат из Истории искусства Бенуа.

Этот великий француз был сыном парижского столяра. Всю свою жизнь провел в Париже, никуда не выезжая.
"Шарден происходит, несомненно, от голландцев. /.../ с другой стороны, нельзя назвать Шардена подражателем голландцев. При всем сходстве сюжетов, его мировоззрение, его вкус были ины­ми. Во многих отношениях его приходится считать более зрелым, более сознательным художником, вполне отвечающим тому утончен­ному пониманию искусства, которое возникло и развилось в «Афи­нах нашей эры» (то бишь в Париже - М.А.)."

"Медный котелок, перечница, лук-порей, три яйца и кастрюлька" (ок. 1732)



"При всей своей кажущейся простоте, Шарден вели­кий искусник, великий чародей живописи, познавший такие красо­ты в окружающем нас мире, о которых до сих пор никто не подозре­вал и тайна подхода к которым после него оказалась столь же скрытой, как и до его появления. Для того чтобы простая глиняная кружка или гроздь винограда могли бы казаться не только красивым куском жи­вописи, но настоящей, полной прельщения поэмой, требуется совер­шенно особое откровение, особый дар видеть во всем красоту."



Пруст писал: «Благодаря Шардену мы поняли, что груша не в меньшей мере живая, нежели женщина, что простая посуда столь же прекрасна, что и драгоценный камень. Он заставил нас отказаться от ложных идеалов ради глубокого познания реальности, дабы мы узрели красоту повсюду и освободились от условностей и дурновкусия, стали свободными и сильными."

"...духовный аристок­ратизм Шардена был совершенно особого характера и, несомненно, что в образовании его участвовала вся длинная вереница его пред­ков, вся культура парижского очага и все те условия быта, которые выковали гражданские («городские») понятия о чести, о долге, о че­ловеческом достоинстве, о «правах человечества»."

Медный бак для воды, 1734



"Это именно чистая живопись — спокойное в сознании своей мощи утверждение, что для глаза настоящего, прирожденного живописца все на свете одинаково интересно и прекрасно."

"Сохранилось, между прочим, сведение, что Шарден никогда не делал предва­рительных набросков, а начинал и кончал выявлять свою художественную мысль на одном и том же холсте. Это, однако, не должно «набрасывать тень» на его твор­чество. Если даже при этом (вообще очень опасном) способе работать все его кар­тины имеют все же такой продуманный, веский и завершенный во всех своих час­тях характер, то это только показывает, до какой степени верно и твердо шел он к раз намеченной цели."

"Скат" 1727. Датировка условная, на холсте её нет, но точно известно что это одна из работ которые Шарден представил для вступления в Академию.



"Скат" всегда был одной из самых известных и самых спорных работ Шардена. Одни восхищались ею, говоря, что художник продолжает здесь традиции голландских мастеров. Другие бранили ее, заявляя, что в этом излишнем натурализме нет ни красоты, ни возвышенности. Удивительна изобретательность, с которой написан этот натюрморт. Устрицы, кухонная утварь, котенок, решивший полакомиться "дарами моря", - все эти составляющие натюрморта расположены на холсте так, что создается впечатление, будто автор нисколько не задумывался над композицией картины и просто "бросил" на полотно то, что видел.





"Ската" довольно часто копировали другие художники, в том числе Сезанн и Матисс.



Тому же академическому жюри он представил "Буфет", 1728 :



Ах,как собачке хочется стянуть что-то со стола, но попугай уставился, глаз не сводит, и она рассеянно виляет хвостом, неловко ей, что застали с такими откровенными мыслями.





"О самом способе его работы можно сказать, что он не был лишен известного оттенка ремесленной методы. Шар­ден писал свои картины подобно тому, как рядом с ним соседи его и родственники (например, его родной отец) точили и клеили мебель, чеканили бронзу, выделывали своими волшебными руками те милли­оны разнообразных предметов, за которыми теперь гоняются самые изощренные любители. Об его художественном развитии тоже не при­ходится много говорить, ибо — как выступил он уже готовым, зрелым мастером, так и остался он им до самого последнего дня жизни, не обнаруживая нигде и ни в чем ни малейшего признака ослабления."

Виноград и гранаты, 1763, фрагменты:






По свидетельству современников во время одного из тогдашних Салонов уже очень известный и самодовольный Жан Батист Грёз глубоко вздыхая и как бы недоумевая долго стоял перед натюрмортом Шардена.



Дидро был страстным поклонником Шардена. Сезанн, Матисс, а позже Брак считали Шардена своим идеалом.
"С чувством безнадежной зависти должен был учиться на Шардене Се­занн, стремившийся к тому же самому, но так и не достигший этого. Правда, зато Сезанн достиг иного, — он обновил в полном смысле слова наше зрение, он развил нашу способность радоваться миражу цветности."

Юный рисовальщик, 1737



Опять из сети картина, извините, но вот фрагменты мои, на самом деле цвета такие:



Мальчик затачивает уголек, а на другом конце мел, удобное устройство:



"Его ровная, тру­долюбивая жизнь, омраченная на протяжении долгих лет смертями шести близких людей — отца, матери, первой жены, двух дочерей и единственного сына, — укладывается в двух словах. Он был образцо­вым мужем, отцом, тружеником и товарищем."

Comments

Posted by: lemaet (lemaet)
Posted at: March 8th, 2015 10:47 pm (UTC)

Вот спасибо!

Posted by: m_urr (m_urr)
Posted at: March 9th, 2015 01:42 am (UTC)

Как мне нравится то что вы рассказываете! Спасибо!

Posted by: talkingfisch (talkingfisch)
Posted at: March 9th, 2015 07:26 am (UTC)

Спасибо большое!
Какие простые предметы на натюрмортах, а какое теплое ощущение, что прямо вот только что кто-то оставил все это на столе и вышел на минутку...
И у ската такое грустное лицо...

Posted by: Константин Сутягин (ksutyagin)
Posted at: March 9th, 2015 08:30 am (UTC)

Спасибо!

Posted by: Дмитрий Воронков (dmitry_voronkov)
Posted at: March 9th, 2015 09:08 am (UTC)

Люблю Шардена. Какие общие планы.

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: March 9th, 2015 10:34 am (UTC)

ты про большие натюрморты?

Posted by: Дмитрий Воронков (dmitry_voronkov)
Posted at: March 9th, 2015 12:28 pm (UTC)

Большие натюрморты? смешно.

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: March 9th, 2015 04:34 pm (UTC)

общие планы ты написал
скат и банкет весьма не малы

Posted by: anna_prosto_tak (anna_prosto_tak)
Posted at: March 9th, 2015 10:01 am (UTC)

Спасибо! Как же хорошо рассказали! Душа запела )
Помогай Господь!

Posted by: shantaram11 (shantaram11)
Posted at: March 9th, 2015 11:13 am (UTC)

Спасибо за правильный цвет в репродукциях.Это такое удовольствие))))

Posted by: anna_prostitova (anna_prostitova)
Posted at: March 9th, 2015 04:07 pm (UTC)

Спасибо!

Edited at 2015-03-09 04:08 pm (UTC)

Posted by: bunvik (bunvik)
Posted at: March 10th, 2015 08:06 am (UTC)

12 Read Comments