?

Log in

No account? Create an account
миша [userpic]

Уффици_15. Мастер креста.

December 17th, 2014 (12:17 am)



Расписной крест, около 1180-1200гг.
Расписал его Маэстро делла Кроче, Мастер креста, то есть неизвестный мастер.

Откуда взялся в Уффици - тоже неизвестно. Первый раз был инвентаризован в конце 19го века.

На кресте сцены страстей Христовых. Числом семь.
Все они - чистой воды анимация, кроме того, конечно, что высочайшего мастерства и высокого духа образец.
Посмотрим их поближе.

Омовение ног. Посмотрите как сконфужен омываемый, и голову чешет, и рукой жест, мол, может не стоит, Господи? И даже дернулся ногу убрать, а Иисус придержал за икру:



Правее вроде бы фигура снимающего сандалии, он следующий, но либо сандалии забыли нарисовать, - хотя остальные тоже босы, видать приготовились заранее - либо он уже омыт и теперь дивится на свои ноги, не верит, что это с ним было.

Поцелуй Иуды.
Ух как тянется, предатель, обхватил за плечо, к себе тянет . И уже вцепились в руки Иисуса, и в ткань ручонка чья-то впилась, аж пальчики скрючились:



У Иисуса жест такой, что он и уклоняется от поцелуя, и к Петру обращается, который какой-то брадобрейской бритвой ухо несчастному бойцу режет. Петр внемлет, пока готовый резать дальше. Жест, движение к нему Христа тормозят аж четыре руки, смотрите: двух охранников, мол опасно жестикулирует, срочно пресечь, и руки Иуды, он им как бы невзначай помогает, вот как тут всё непросто.



Несение креста.
Сохранилось хуже всего, потому что зацеловано:



Потому что расположено у самых ног Христа:



И необычные то ли стигматы, то ли гвозди в стопах его, очень символически изображенные, и кровь как нити или ленточки. Поразительно.

Снятие с креста.
Обратите внимание на сосредоточенность и чуткое движение фигуры со щипцами:



Положение во гроб.
Мария и кладет и не пускает его, все в одном движении. Пелены написаны так, что совсем не скрывают обмякшего тела:



Он смотрит на нее, она - на рану в руке:



Ткань не ткань, а космос с протуберанцами, звездами и вообще авангардизм какой-то:



Расписные кресты появились в Италии в первой половине XII века и быстро распространились в основном в центральных районах Италии. Портативные кресты небольшого размера предназначались по большей части для капелл или для монастырских келий. Большие же кресты для алтарей, а также подвесные распятия, предназначались для больших пространств романских и готических церквей. Бронзовые или деревянные распятия, а также алтарные картины с изображением «Распятия», предшествовавшие расписным крестам, по своей сути и функции близки им.
Функция расписного креста такова. Если цикл фресок, покрывающий стену нефа, играл двойную — декоративную и повествовательную — роль, а створки и передняя часть алтаря должны были быть видимыми с близкого расстояния, то большое изображение Христа на кресте, расположенное в хоре, напротив входа, должно было вызвать у верующих непосредственное чувство переживания (memento Christi). Этим объясняются значительные размеры расписных крестов. В XII веке они часто достигали в высоту более трех метров, и постепенно становились просто гигантскими — 5,75 м.(крест в церкви Сан Франческо в Ареццо) и 5,78 м.(«Крест» Джотто в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции).

подробнее

Comments

Posted by: proben (proben)
Posted at: December 16th, 2014 09:30 pm (UTC)
hem

Спасибо, такой детальный разбор. Всегда с большим интересом читаю. Ваши посты из Уфицы можно в учебники помещать.

(Небольшое уточнение:в Гефсиманском саду с охранником ап. Петр)

Edited at 2014-12-16 09:30 pm (UTC)

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: December 16th, 2014 09:32 pm (UTC)

конечно Петр, я что написал... ооо, щас исправлю)

в учебники не надо, пусть их пишут унылые, чего их хлеба-то лишать

Posted by: proben (proben)
Posted at: December 16th, 2014 09:38 pm (UTC)
hem

> пусть их пишут унылые

студентов жалко :)

Posted by: Николай (strochka_)
Posted at: December 16th, 2014 09:51 pm (UTC)

Огромное спасибо за детали! Удивительный голубой цвет во всех клеймах и особенно голубой (!) крест в Снятии и Несении креста. Судя по восточным глазам у персонажей, предполагают, что художник мог быть из Армении, это единственный уникальный итальянский крест где все с восточными глазами. А как крест мог располагаться на алтарной преграде, хорошо изобразил Джотто на двух фресках из Сан Франческо в Ассизи: вот он спереди http://www.wga.hu/art/g/giotto/assisi/upper/legend/franc22.jpg и сзади http://www.wga.hu/art/g/giotto/assisi/upper/legend/franc13.jpg

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: December 16th, 2014 09:54 pm (UTC)

да, у Джотто очень наглядно
думаю и так и так могло быть, ученым виднее)

Posted by: Николай (strochka_)
Posted at: December 16th, 2014 09:56 pm (UTC)

Ой, Михаил, а не могли бы дополнить фрагменты, показать еще Бичевание и Сошествие во ад?

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: December 16th, 2014 09:58 pm (UTC)

этого нет, извините, не вышли кадры.
попробую вырежу увеличу из общего, хотя вряд ли рассмотреть удастся

Posted by: ∅ (de_fuckto)
Posted at: December 16th, 2014 11:48 pm (UTC)

Изумительный крест.
Спасибо большое!

Posted by: talkingfisch (talkingfisch)
Posted at: December 17th, 2014 07:28 am (UTC)

Спасибо за пост, очень интересно.

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: December 17th, 2014 07:34 am (UTC)

Всегда рад)

Posted by: ((Anonymous))
Posted at: March 4th, 2015 11:20 am (UTC)

Михаил, Вы пишете "И необычные то ли стигматы, то ли гвозди в стопах его, очень символически изображенные, и кровь как нити или ленточки. Поразительно." Это гвозди, а вокруг них раны так нарисованы, а "ленточками" написаны, точно, кровь с правой ноги и вода с левой. Так как по преданию, когда пронзили ребра Христа из раны полилась кровь и вода. И здесь приглядитесь, разного цвета и раны и "ленточки".
Спасибо Вам за подробные фото и пост!

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: March 4th, 2015 11:25 am (UTC)

спасибо вам за разъяснение, большое спасибо

12 Read Comments