?

Log in

No account? Create an account
миша [userpic]

Про писать.

August 22nd, 2013 (09:36 am)

Лев Лосев:
"Писать трудно всем, кроме халтурщиков и графоманов. Почему же одни талантливые писатели пишут из года в год толстые тома, а у других талантливых писателей за всю жизнь на том не накопится?
Разница, главным образом, не в личных обстоятельствах, а в личностных. Обильно пишут те, для кого художество есть средство поиска и утверждение истины - в обществе, в истории, в самом себе. Те же, для кого цель художества - художество, пишут скупо.
Первый - достоевско-толстовский тип писателя - основной в русской литературе, второй - флоберовский - довольно редок……Так называемая эстетская позиция обрекает писателя на значительно более мучительные отношения с жизнью, чем любая иная.
Если писатель - художник и только, тогда ни вера, ни знания, ни интеллектуальные способности не приходят ему на помощь. Все, что имеется в его распоряжении, - это жизнь, которой он живет, и слова. Довлатов принадлежал к этой относительно редкой породе писателей. Он эстетизировал жизнь, о чем бы ни писал, в том числе и о пьяной солдатне, о лагерных паханах и петухах или о подоночных журналистах. Докладов выстраивал лучшие слова в лучшем порядке….и все эти случайные, слабые, заурядные человеческие отношения, "вся эта паутина земли", по выражению одного из любимых Довлатовым американских прозаиков, становилась сущностной, значительной и необыкновенно интересной.
Довлатов знал секрет, как писать интересно. То есть, он не был авангардистом. После многих лет приглядывания к литературному авангарду, я понял его главный секрет: авангардисты - это те, кто не умеет писать интересно. Чуя за собой этот недостаток и понимая, что никакими манифестами и теоретизированиями читателя, которому скучно, не заставишь поверить, что ему интересно, авангардисты прибегают к трюкам.
Те, что попроще, сдабривают свои сочинения эксгибиционизмом и прочими нарушениями налагаемых цивилизацией запретов. Рассчитывают на общечеловеческий интерес к непристойности. Те, кто поначитанней, посмышленее, натягивают собственную прозу на каркас древнего мифа или превращают фабулу в головоломку. Расчет тут на то, что читателя увлечет распознавание знакомого мифа в незнакомой одежде, разгадывание головоломки. И этот расчет часто оправдывается.
Чужое и общедоступное, не свое, не созданное литературным трудом и талантом, подсовывается читателю в качестве подлинного творения. Это можно сравнить с тем, как если бы вас пригласили на выступление канатоходца, а циркач, вместо того, чтобы крутить сальто на проволоке, разделся догола и предложил вам полюбоваться своими интимными местами. Или вместо того, чтобы ходить по проволоке, прошелся бы по половице, но при этом показывая картинки с изображениями знаменитых канатоходцев. ".

отсюда

Comments

Posted by: lira_17 (lira_17)
Posted at: August 22nd, 2013 05:50 am (UTC)

интересное суждение. хотя и слишком категорично.
в принципе его можно применить и на другие виды творчества. изобразительное искусство, музыку...

Posted by: lemaet (lemaet)
Posted at: August 22nd, 2013 07:45 am (UTC)

Глубокий Лосев.
И к нашим занятиям- один к одному.

Posted by: capibara (capibara)
Posted at: August 22nd, 2013 11:38 am (UTC)
melencoli ii

при всем уважении: чем больше встречаю текстов этого человека, тем более поверхностным он мне кажется.
ну передергивает же, на каждом шагу.
его стихотворение одно знаю приличное, хотя и не требующее поэтической формы, записки театрала:
http://www.rvb.ru/np/publication/01text/10/07losev.htm#verse9

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: August 22nd, 2013 07:55 pm (UTC)

а что по вашему передернуто?

Posted by: capibara (capibara)
Posted at: August 22nd, 2013 10:21 pm (UTC)

деление на авангард и интересное, деление "авангарда" на ушлых и унылых. довлатов умел писать интересно о ерунде. журналистика же.
раньше вы меня на ты называли ))

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: August 23rd, 2013 02:24 am (UTC)

а я с ним согласен, и не я один,

Вересаев о том же чуть иначе в «Записях для себя»:
«Зачем оригинальному художнику стараться быть оригинальным?.. Одно только нужно: смелость быть самим собой. Ошарашивай мещанина! Как это характерно для средненького таланта и для бездарности! Провел ли бы Микеланджело хоть одну линию резцом, написал ли бы Бетховен хоть одну ноту, чтоб кого-нибудь „ошарашить“?»

Хотя в его пору "авангард" был куда как скромен и стоящ, скажем так)

Posted by: capibara (capibara)
Posted at: August 23rd, 2013 05:38 am (UTC)

заметим, вересаев не трогает слово "авангард", а клеймит некую "бездарность", коя по определению нехороша. и все же его мысль куда точнее лосевских пассажей.
как выглядел для средней руки традиционалиста вересаева тогдашний авангард? вероятно так же, как для нас нынешний: непонятно, пугающе, скучно. кто такой лосев, чтоб навешивать ярлыки на современников?

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: August 23rd, 2013 06:14 am (UTC)

Вересаев написал "Живую жизнь", что его не характеризует как среднего, по уму как минимум.
тогда и я средний, и я выходит навешиваю

Posted by: capibara (capibara)
Posted at: August 23rd, 2013 08:57 am (UTC)

вот и я на вересаева навесил. неблагодарное это дело, критика.

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: August 23rd, 2013 09:00 am (UTC)

а не надо быть настолько щепетильным. Толстой не любил Шекспира, и что теперь.

10 Read Comments