?

Log in

No account? Create an account
миша [userpic]

Думал об этом. А уже записано. Значит витает.

February 24th, 2013 (12:35 pm)

"...Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, - миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша. Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли - что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут…
Одно из бедствий современности - глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость - синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное...
Одна из особенностей великих культурных миров - способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него…. Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам). Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.
Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья"…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.
Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли….
Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите - омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.
Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем - используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века…."
© Григорий Соломонович Померанц (13 марта 1918, Вильно, Литва — 16 февраля 2013, Москва, Россия)

Comments

Posted by: Дмитрий Воронков (dmitry_voronkov)
Posted at: February 24th, 2013 09:11 am (UTC)

Мощно сказано.

Posted by: Иван Федосеев (fedoseev_ia)
Posted at: February 24th, 2013 09:33 am (UTC)

спасибо

Posted by: snookerrr (snookerrr)
Posted at: February 24th, 2013 09:48 am (UTC)

Очень любил слушать передачи Григория Соломоновича на Радио Свобода.

Posted by: itatvas (itatvas)
Posted at: February 24th, 2013 10:05 am (UTC)

Увы. С трудом верится что кто-то остановится в этом беге под откос...

Posted by: izba_shitalnja (izba_shitalnja)
Posted at: February 24th, 2013 10:36 am (UTC)

да, тоже думала, спасибо

Posted by: Татьяна (veter_utra)
Posted at: February 24th, 2013 12:27 pm (UTC)

Часто об этом думаю. Я же среди детей. Иной раз кажется - всё уже пропало. А такие люди будто путь освещают, посох подают, глоток воды подносят.

Posted by: ЕвгеньЛесанна (nusienne)
Posted at: February 24th, 2013 12:34 pm (UTC)

Надеюсь, что так будет. Знаешь, не забывать смотреть - это еще и замечательная разрядка. Бывает, возвращаешься вечером домой - настроение ужасное, в метро нагрубили, работа не клеится, еще что-нибудь... А потом вдруг поднимешь глаза, а там небо - синее, морозное, в звездах. Или вот как здесь, в Амстердаме - у меня из окна видна крыша здания университета, на ней каждое утро - целая государственная дума чаек, орут на весь центр. У кого-то велосипед в цветочках. Смотришь вокруг - и твое собственное тяжелое начинает понемногу отпускать, и меньше хочется толкаться и доказывать. И меньше хлама в голову лезет.

Posted by: пора мёд в лапу макать (malazverka)
Posted at: February 24th, 2013 01:45 pm (UTC)

замечательно сказано.

Posted by: Олеся (otrajenia)
Posted at: February 24th, 2013 05:31 pm (UTC)

очень болезненная тема. я уверена, что школы на самом деле могут учить "созерцанию", но теперь им придётся мочь вопреки закону. и я бы немножко уточнила мысль Григория Соломоновича: не школы, а люди - родители, воспитатели, учителя, преподаватели... мне кажется, всё теперь сводится к личной ответственности, только с себя можно спрашивать: всё ли ты сделал для этих детей?

а в каком году это было написано?

Posted by: особые рисунки (nika_pavlenko2)
Posted at: March 1st, 2013 11:46 am (UTC)

в 2013м 16 февраля - совсем незадолго до смерти (очевидно, Померанц понимал, что жить ему осталось мало, и торопился донести).

Отдельные люди - точно, Олеся: "Не школы, а люди - родители и учителя".

да, сейчас это только так и именно так.

Posted by: Олеся (otrajenia)
Posted at: March 1st, 2013 04:23 pm (UTC)

я потом прочитала всё эссе. он ведь об этом и говорит: не об абстрактной педагогике как системе, а о каждом из нас. мои уточнения неуместны.

спасибо за дату, Ника. я думала, судя по ссылкам в эссе, что оно написано в начале 2000-х...

11 Read Comments