?

Log in

No account? Create an account
миша [userpic]

Иконопись.

January 8th, 2012 (02:47 am)

Что искал так и не нашёл, но нашёл другое, не менее прекрасное.
Некоторые иконы покажу, остальное, если интересно, сами посмотрите.

София Премудрость Божия.
17 век. Карелия
Подобные изображения Софии Премудрости были популярны в XVI-XVII веках. Необычной деталью являются красные ткани одеяний ангелов, образующие как бы пяты небесной арки. По-видимому, это результат декоративной интерпретации изображения небосвода в виде свитка, у которого видна "оборотная" сторона.


http://bibliotekar.ru/rusIcon/32.files/image001.jpg

На нижнем поле - надпись о том, что она была вложена в церковь на Яндомозере крестьянами того же села Яндомозеро, что находится на Онежском полуострове, к северу от Кижского погоста.
Существующая там и ныне деревянная Варваринская церковь построена в 1650 г.


Пророк Даниил во рву львином.
17 век. Поволжье
Основной сюжет, дополнен эпизодом посещения Даниила пророком Аввакумом. Композицию завершает образ Христа Эммануила в небесах. Изображения Даниила во рву львином были характерны для боковых дверей русских иконостасов XVI- XVII веков.


http://bibliotekar.ru/rusIcon/22.files/image001.jpg

Увеличьте, посмотрите: у святого под ногами львы как котята малые копошатся.

Богоматерь Умиление
17 век. Москва
Икона близка к "Умилению Ярославскому", но с рядом отличий, наиболее радикальное из которых - движение левой ручки младенца, лежащей на плече Марии. Эта деталь делает произведение редким по иконографии.


Жест и правда, такой детский и живой, всей фигуре динамику придаёт. И Богоматери движение порывисто и чувства полно:

http://bibliotekar.ru/rusIcon/33.files/image001.jpg

Зачатие святой Анны.
17 век. Центральная Россия
В центре обнимающиеся Иоаким и Анна, фоном которым служат здания Иерусалима, и две сцены Благовестия: вверху слева - Иоакиму, справа - Анне.
Иконография в этом варианте становится популярной с конца XVI в. и получает наибольшую распространенность в XVII в.


http://bibliotekar.ru/rusIcon/34.files/image001.jpg

Не знал о существовании такого иконописного сюжета. Удивительно. О самом же событии известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).

Иоанн Богослов в молчании.
19 век. Палех

Богослов молчит и пишет, что ему ангел на ухо нашёптывает:

http://bibliotekar.ru/rusIcon/49.files/image001.jpg

Так что, ребята, Палех - это вам не только шкатулки сувенирные для интуристов. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков.
Холуй и Палех - старинные художественные промыслы. Уважайте.

Богоявление с евангельским сказанием об искушении Христа
19 век. Палех


http://bibliotekar.ru/rusIcon/52.files/image001.jpg

Не припоминаю такой композициии, первый раз вижу, чтобы с Христом одновременно ещё народные массы крестились. Обычно он один.
И как хорошо-то вышло.

Богоматерь Умиление типа Яхромской, со святыми на полях.
19 век. Поволжье


http://bibliotekar.ru/rusIcon/58.files/image001.jpg

Посмотрите, как переливаются складки ткани вокруг лика Марии, будто кристаллы, синие и красные.

Богоматерь Гора Нерукосечная.
19 век. Гуслицкие села
Изображение основано на ветхозаветном рассказе о толковании Даниилом-пророком сна царя Навуходоносора:

Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

Дан.2:34-35


http://bibliotekar.ru/rusIcon/82.files/image001.jpg

Поверх амафория Богоматери изображены лестница, гора и радуга – ветхозаветные прообразы Девы Марии как Матери воплощенного Бога.

И напоследок:

Рождество Христово
17 век. Нижний Новгород
Композиция многосюжетная.
Картинка большая

--------------------------------------------
Все картинки и пояснения - Коллекция русских икон арт-галереи Дежа Вю.

Comments

Posted by: lana_sv (lana_sv)
Posted at: January 8th, 2012 01:14 am (UTC)

ай красота
и взгляды Богоматери Умиления и Иоанна особенно

Posted by: Мария Гаврилина (mary_eglantine)
Posted at: January 8th, 2012 07:36 am (UTC)

Какая красота!

Я вот головой понимаю, что да, икона - это картина и она не для того, чтобы ей любоваться... Но ведь мастер, который её создавал, написал именно так, а не иначе, выбрал такие краски, композицию, позу, потому что они выражают какое-то определенное переживание. Можно же от внешнего, чувственного к духовному перейти...

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: January 8th, 2012 08:01 am (UTC)

только так и можно, конечно

Posted by: strotsev (strotsev)
Posted at: January 8th, 2012 11:58 am (UTC)

Дорогой Миша, с Рождеством!
Вчера несколько раз -- с большими и маленькими -- смотрели твой фильм.
Перечитывали книгу. Вдохновения!

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: January 8th, 2012 01:12 pm (UTC)

С праздником вас всех, Дима,
желаю вдохновений - свыше в тебя и от тебя людям)

Posted by: игумен Агафангел (Белых) (igumen_aga)
Posted at: January 8th, 2012 04:14 pm (UTC)

C Рождеством! )))

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: January 8th, 2012 05:31 pm (UTC)

спасибо, и вас ! ))

7 Read Comments