?

Log in

миша [userpic]

Дейнека.

March 20th, 2010 (11:16 am)

Вчера сквозь метель добрался до ЦДХ. А там опять лето:

214816

Люблю его, Особенно севастопольские работы. Только он так мог. Никто больше.

13937_08

Самые интересные работы (на мой вкус, конечно) сделаны в 30е годы. Темпераментно, в один присест, посчитать мазки можно. Палитра сдержанная, аскетичная, можно сказать что местами "сухая и ржавая", С виду это скорее фрески, чем картины. И чем меньше его картины похожи на картины, тем они лучше. Местами это просто размазня, едва прикрывающая холст, местами, как на "Вратаре", краски навалены лопатой или строительным мастерком.

Разглядел наконец, насколько хорош этот его футболист:

deyneka2

Грубый и воздушный одновременно, мяч вообще чорти как намалёван. Бешеная красота.

Дейнека знал, что хотел, когда делал, такая уверенность и свобода в движениях кисти. А когда не знал - выходило вымученное "Ленин с детьми на автопрогулке", Особенно если вглядеться в Ильича. Но при этом он умудрялся сохранить цельность. И что интересно - в репродукциях эти невкусные с виду работы выглядят гораздо лучше.
С этой картиной, с детства знакомой, та же история:

Дейнека_оборона_Севастополя

Вот и я говорю: всё дело в композиции.

Римские работы хороши. Малиновые сутаны и рефлекс от них малиновый же в тени дома. Любил мастер красный цвет. Вот редкая работа его, которая в репродукциях никогда не получается:

Parizhanka_1935_g

И тут не вышла. "Парижанка". Стоит сходить хотя бы на неё посмотреть.

Коровы, бредущие - после спортсменов и женщин, думаю, самый любимый мотив мастера. Красной, можно сказать нитью... скорее контрапунктом бредут они сквозь его творчество, отражаясь в тихой воде деревенских прудов и лужах города.

Между двумя автопортретами пропасть. Характер в развитии: юноша в панамке с нервным лицом, пёстрая живопись, и спортивный зрелый мужик в халате, с бойцовским взглядом, написанный палитрой зрелого же соцреализма.

Этюды с натуры, городские, 20х годов: свежи , будто вчера написаны и ещё не просохли.

Чёрное с золотом охры, небольшой размер: два коня, ночь, сухие золотистые травы. Несомненный шедевр лирической живописи. Видно, куда он мог пойти, но не до того, видно, было.

Есть пара странных работ, огромных которые дейнековскими совсем трудно назвать.
Битва казаков с поляками - на ней я не нашёл ни одного знакомого по почерку мазка, что встречается у Рубенса, например, но там артель трудилась... Может и тут та же история? Лица-то совсем не его, грубая работа, совсем грубая.
Другая битва - древних воинов с какими-то голыми женщинами. Может греки с амазонками...Жуть какая-то.

Слабых работ много, да, но видно, что человек не парился: намахал и забыл.

И необычного хватает:

http://pics.livejournal.com/aldashin/pic/00079c3w

Вот мужики моются, огромная работа.
История работы
странная. Той части, что слева, на выставке нет:

deyneka_umyv

Зато рядом женщина такая же телесная висит, Стоит, вернее, неприкрымшись, бесстыжая такая, ух! Метра три высотой:

http://pics.livejournal.com/aldashin/pic/000789yb

Вот такие девчонки ему нравились, крепкие, широкобёдрые, с вот такой вот грудью. Собственно, на большинстве картин они именно такие всегда и были, только такой телесности живопись не достигала. Ну, вот и достигла разок.

Идите, короче, на выставку, не пожалеете. И не забывайте, что мозаики станции метро "Маяковская", самой красивой станции нашего метро - его рук дело.

Comments

Posted by: Иэллэ (spring_soul)
Posted at: March 20th, 2010 08:32 am (UTC)

а к нам? :(

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: March 20th, 2010 08:34 am (UTC)

был позавчера, а ты где?
я потерял телефон со всеми контактами, позвони плиз,если можешь, сейчас

Posted by: Anna (anny_key)
Posted at: March 20th, 2010 09:03 am (UTC)

Миша, спасибо! Севастопольские работы не видела и вообще с детства в голове закрепился совершенно определенный образ художника. Обязательно схожу.

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: March 20th, 2010 03:07 pm (UTC)

вот и хорошо)

Posted by: Елена Узденикова (evu67)
Posted at: March 20th, 2010 09:50 am (UTC)
pic#93600386

Согласна со всем, что Вы сказали. Выставка потрясла. Молодцы они, что представили художника в полном объеме. Получился живой человек. Со своими срывами и прорывами в вечность.

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: March 20th, 2010 03:08 pm (UTC)

Живой, да. Это главное. И сильный безусловно.

Posted by: ahulita (ahulita)
Posted at: March 20th, 2010 10:06 am (UTC)

Удивительно хорошо =)
прям хоть и поезжай в первопристольную из-за выставки.
как долго она будет длиться?

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: March 20th, 2010 03:09 pm (UTC)

гугл говорит, до 23 мая
http://www.rian.ru/culture/20100316/214806075.html

Posted by: Говорящий сверток (skazal_svertok)
Posted at: March 20th, 2010 11:50 am (UTC)

Спасибо огромное. Очень интересно было и читать, и смотреть. В Курске летом не попали в его музей, жалели. Теперь сходим!

Posted by: Наталья Самойленко (cicerone2007)
Posted at: March 20th, 2010 02:02 pm (UTC)

Спасибо за экскурсию по выставке. Мне показалось, что Дейнека-монументалист на ней отошел на второй план. Главными оказались его камерные работы.

Posted by: миша (aldashin)
Posted at: March 20th, 2010 03:11 pm (UTC)

да, и ближе мне это,
но некоторые мозаики Маяковки просто шедевры

Posted by: olgatima (olgatima)
Posted at: March 20th, 2010 07:33 pm (UTC)

Миша, спасибо! С большим удовольствием читаю ваш журнал - вы пишете хорошо, точно и глубоко. Дейнека с юности - узнаваем и любим. И за плафоны на Маяковской, которые всегда казались каким-то чудом. Но я говорю про весь журнал в целом. Сегодня с Катей снова посмотрели "Рождество" - и это было большой радостью. Спасибо!

Posted by: chugaylo (chugaylo)
Posted at: March 20th, 2010 09:58 pm (UTC)

Спасибо за рассказ о выставке!
Захотелось сходить=)

13 Read Comments